Москва, г. Зеленоград,
2-й западный проезд, 3/1
Меню сайта
В международной торговле, особенно для компаний из России, вовлеченных в внешнеэкономическую деятельность (ВЭД), важно разбираться в торговых терминах Incoterms. Один из них — DES (Delivered Ex Ship), или «Поставка с судна». Этот термин определяет момент передачи рисков и ответственности от продавца к покупателю при морских поставках. Он помогает избежать недоразумений в контрактах, минимизирует споры и упрощает логистику. В этой статье мы разберем, что значит DES на практике, особенно в контексте российского экспорта и импорта.
DES — это стандартный торговый термин из правил Incoterms, разработанных Международной торговой палатой (ICC). Он применяется только для морского и внутреннего водного транспорта.
Под DES продавец (экспортер) обязуется доставить товары на борт судна в порту назначения, указанном в контракте. Момент поставки и передачи основных рисков (например, случайной гибели или повреждения груза) наступает именно тогда, когда товар находится на борту судна в порту, готовом к разгрузке:
Этот термин подходит для ситуаций, когда покупатель хочет контролировать разгрузку и дальнейшую транспортировку, но не готов брать на себя риски морского пути.
DES похож на FAS (Free Alongside Ship — франко вдоль борта судна в порту отгрузки), но отличается местом передачи рисков — не в порту отправления, а в порту назначения:
В Incoterms 2010 DES был заменен на DAT (Delivered At Terminal) и DAP (Delivered At Place), но старые контракты на основе Incoterms 2000 все еще используются, особенно в России.
В контракте с использованием DES четко распределяются роли продавца и покупателя. Это особенно актуально для российских участников ВЭД, где логистика часто включает таможенные процедуры и валютный контроль.
Продавец (российский экспортер) отвечает за:
После прибытия в порт назначения продавец не участвует в разгрузке — это минимизирует его расходы.
Покупатель (импортер) берет на себя:
В российском контексте покупатель из РФ должен учитывать Федеральный закон «О таможенном регулировании» и правила валютного контроля при оплате по DES.
В России DES часто используется в контрактах на экспорт нефти, металлов, зерна и других bulk-товаров, где морские перевозки доминируют. Это связано с географией: ключевые порты вроде Санкт-Петербурга, Владивостока или Новороссийска служат хабами для международной торговли.
Для российских компаний DES упрощает экспорт:
Однако при импорте DES требует от российского покупателя оперативной разгрузки, чтобы избежать портовых сборов, которые ложатся на него.
В логистике DES интегрируется с системами вроде 1C или международными платформами (например, через Росморречфлот):
Российские компании, такие как «Газпром экспорт» или металлургические холдинги, применяют DES для сделок с Азией и Европой, где порты назначения — Шанхай или Роттердам.
DES выгоден для обеих сторон, но имеет нюансы, особенно в условиях санкций и логистических вызовов для РФ.
Для российских участников ВЭД рекомендуется консультироваться с юристами по ВЭД и логистическими экспертами, чтобы адаптировать DES под конкретный контракт.
Звоните Пн-Пт с 9:00-18:00
+7 (499) 968-99-68