Москва, г. Зеленоград,
2-й западный проезд, 3/1
Меню сайта
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) в России часто связана с морскими перевозками, особенно для экспорта нефти, зерна или металлов. Один из ключевых терминов в этой сфере — FAS, или Free Alongside Ship, что переводится как «Свободно вдоль борта судна». Этот термин определяет момент передачи товара и рисков от продавца к покупателю, помогая избежать споров в международной торговле. Для российских участников ВЭД понимание FAS важно, чтобы правильно оформлять контракты, рассчитывать логистику и соблюдать таможенные правила. Давайте разберем термин шаг за шагом, чтобы все стало ясно.
FAS — это стандартный термин из правил Инкотермс 2020, разработанных Международной торговой палатой (ICC). Он используется для морских и речных перевозок.
FAS означает, что продавец обязан доставить товар к борту судна в названном порту отгрузки, но не загружать его на борт. После размещения товара «вдоль борта» (то есть у причала, готового к погрузке) все дальнейшие расходы и риски переходят к покупателю. Это помогает четко разделить ответственность в сделке.
В глобальной торговле FAS популярен для сыпучих грузов, таких как зерно или руда, где погрузка на судно — сложный процесс. Термин не подходит для контейнерных перевозок, так как для них предусмотрены другие правила Инкотермс, вроде FCA.
В Российской Федерации FAS активно используется в экспорте и импорте, регулируется Федеральным законом «О внешнеторговой деятельности» и правилами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Таможня РФ требует указания FAS в контракте для правильного расчета пошлин и НДС.
В логистике FAS требует от российских компаний организации доставки до порта, включая:
Если товар повредится до этого момента, ответственность на продавце; после — на покупателе. Это важно для расчета страховки в РФ, где политики часто покрывают только этап до порта.
Чтобы избежать недоразумений, в контракте четко прописывают порт отгрузки (например, «FAS Новороссийск»). Давайте разберем роли.
Продавец (часто российский экспортер) отвечает за:
Покупатель (импортер) берет на себя:
В РФ покупатель может делегировать погрузку российским логистическим фирмам, но контракт FAS не снимает с него ответственности.
FAS удобен для российских участников ВЭД, но имеет нюансы.
Чтобы успешно применять FAS, российские компании должны следовать простым правилам, рекомендованным Федеральной таможенной службой (ФТС).
В РФ требуется:
Используя FAS, вы делаете сделку прозрачной и снижаете споры; при сомнениях консультируйтесь с юристами по ВЭД.
Звоните Пн-Пт с 9:00-18:00
+7 (499) 968-99-68