Москва, г. Зеленоград,
2-й западный проезд, 3/1
Меню сайта
В международной торговле термины Инкотермс играют ключевую роль, помогая сторонам четко определить, кто за что отвечает на каждом этапе сделки. Один из самых распространенных — FOB, или Free On Board, что переводится как «свободно на борту». Этот термин особенно актуален для российских компаний, занимающихся экспортом или импортом товаров, поскольку он напрямую влияет на распределение рисков, затрат и обязанностей в логистической цепочке. В контексте внешнеэкономической деятельности (ВЭД) России понимание FOB позволяет избежать недоразумений с партнерами из других стран и оптимизировать процессы на границе.
FOB — это стандартный термин из правил Инкотермс, разработанных Международной торговой палатой (ICC). Он используется преимущественно для поставок, осуществляемых морским или внутренним водным транспортом, хотя иногда применяется и для контейнерных перевозок железнодорожным или автомобильным путем до порта.
Термин подразумевает, что продавец выполняет свои обязательства, когда товар загружен на борт судна в порту отгрузки; после этого ответственность переходит к покупателю.
Полное наименование: Free On Board (named port of shipment) — свободно на борту (указанный порт отгрузки).
Это означает момент, когда товар считается «поставленным» — с момента пересечения борта судна.
В отличие от FCA (free carrier), где передача происходит на складе или в другом месте, FOB фокусируется именно на портовом этапе;
От EXW (ex works) FOB отличается тем, что продавец организует доставку до порта и таможенное оформление;
По сравнению с CIF (cost, insurance and freight), где продавец несет расходы до порта назначения, FOB ограничивает его роль отгрузкой.
В сделках по FOB четко разделены роли продавца и покупателя, что минимизирует споры. Эти обязанности регулируются Инкотермс 2020, которые рекомендуется указывать в контракте для ясности.
Продавец отвечает за подготовку товара и его доставку до порта отгрузки:
Покупатель берет на себя все после момента «на борту»:
Для российских участников ВЭД термин FOB особенно важен при работе с морскими поставками через порты вроде Санкт-Петербурга, Владивостока или Новороссийска. В России он регулируется Федеральным законом «О внешнеторговой деятельности» и таможенным законодательством, включая ЕАЭС.
При экспорте из РФ по FOB продавец (экспортер) оформляет декларацию на экспорт в порту отгрузки;
Покупатель (импортер) декларирует товар при ввозе, что упрощает контроль за валютными операциями;
В случае с ЕАЭС (например, экспорт в Казахстан через морской порт) применяются унифицированные правила, но FOB помогает разделить юрисдикции;
Рекомендуется фиксировать в контракте точный порт (например, FOB St. Petersburg), чтобы избежать споров с ФТС России.
Для экспортеров из РФ FOB позволяет признать выручку на этапе отгрузки, что важно для НДС (ставка 0% на экспорт);
Импортеры должны учитывать риски колебаний курса рубля при оплате фрахта;
В договоре укажите валюту расчетов и порядок платежей, чтобы соответствовать требованиям ЦБ РФ.
FOB упрощает логистику, особенно для сырьевых товаров (нефть, зерно, металлы), которые Россия активно экспортирует морским путем. Он позволяет продавцу контролировать начальный этап цепочки поставок, а покупателю — гибко выбирать маршрут.
Для экспортеров: снижение затрат на дальнюю транспортировку и возможность быстрой отгрузки;
Для импортеров: контроль над выбором судна и маршрутом, что актуально при санкциях или ограничениях;
Общее: прозрачность в распределении рисков, минимизация штрафов за задержки в порту.
Риски для продавца: возможные задержки в порту из-за погодных условий или бюрократии;
Риски для покупателя: потеря груза в море без timely страхования;
Для минимизации: используйте услуги российских логистических операторов (например, через РЖД Логистику или портовые стиvedоры); фиксируйте дату отгрузки в Bill of Lading; консультируйтесь с таможенным брокером перед контрактом.
В РФ также учитывайте сезонные факторы, такие как ледокольный период в северных портах.
Звоните Пн-Пт с 9:00-18:00
+7 (499) 968-99-68