Москва, г. Зеленоград,
2-й западный проезд, 3/1

Звоните Пн-Пт: 9 - 18

+7 (499) 968-99-68
Заказать звонок

Меню сайта

CIP / Carriage and insurance paid to / Стоимость и страхование оплачены до

В международной торговле, особенно для российских компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), выбор правильного условия поставки играет ключевую роль. Один из таких условий — CIP (Carriage and Insurance Paid To), или «Стоимость и страхование оплачены до». Этот термин, регулируемый правилами Инкотермс 2020 (издание Международной торговой палаты), упрощает сделки, определяя, кто за что отвечает на разных этапах транспортировки товаров. Для участников ВЭД из РФ понимание CIP особенно важно, поскольку оно влияет на расчеты, риски и таможенные процедуры в условиях, когда Россия активно торгует с партнерами из Азии, Европы и СНГ.

Основное значение термина CIP

CIP определяет момент, когда продавец выполняет свои основные обязательства: он оплачивает стоимость перевозки и страхования товаров до названного места назначения, указанного в контракте. Это место может быть городом, портом или терминалом в стране покупателя.

Ключевые элементы CIP

  • Перевозка: продавец организует и оплачивает основной транспорт (например, железнодорожный, морской или автомобильный) до пункта назначения;
  • Страхование: продавец должен застраховать груз от рисков на сумму не менее 110% его стоимости, используя минимальный уровень покрытия по полису Institute Cargo Clauses (C);
  • Передача риска: риски переходят к покупателю в момент, когда товар передан первому перевозчику, но продавец продолжает нести расходы до конечного пункта.

В отличие от FCA (поставка со стороны продавца), где покупатель сам организует транспорт, CIP дает больше контроля продавцу над логистикой, что удобно для российских экспортеров, поставляющих нефть, зерно или оборудование.

Обязанности сторон в сделке по CIP

Под термином CIP четко распределяются роли продавца и покупателя, что минимизирует споры. Это особенно актуально в ВЭД РФ, где контракты часто подчиняются валютному контролю и требованиям Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

Обязанности продавца

  • Организовать и оплатить транспортировку до указанного места, включая все расходы на хранение и перевалку;
  • Предоставить товар, готовый к перевозке, с необходимыми документами (инвойс, упаковочный лист, сертификаты происхождения);
  • Застраховать груз на время основного этапа перевозки, передав покупателю страховой полис или сертификат;
  • Получить экспортные разрешения и оплатить экспортные пошлины, включая российские таможенные сборы.

Обязанности покупателя

  • Принять риски с момента сдачи товара перевозчику;
  • Организовать импортное оформление, оплатить импортные пошлины и налоги в своей стране;
  • Забрать товар в пункте назначения и оплатить последующую доставку (если требуется);
  • Покрыть любые дополнительные расходы после прибытия, включая локальную логистику или хранение.

Для российских импортеров CIP выгоден, так как продавец берет на себя начальную логистику, но важно проверять, чтобы место назначения было указано четко — например, «CIP Москва» или «CIP порт Санкт-Петербург», чтобы избежать недоразумений с таможней.

Применение CIP в логистике и международной торговле

В логистике CIP подходит для мультимодальных перевозок, где задействованы несколько видов транспорта — от ж/д в России до морского в Европу. Для российских компаний это упрощает цепочки поставок, особенно при экспорте в Китай или Индию через Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Преимущества для логистики

  • Гибкость: позволяет продавцу выбрать оптимального перевозчика, что снижает затраты для российских экспортеров на этапе отправки;
  • Документооборот: продавец готовит транспортные документы (CMR для автотранспорта, коносамент для морского), что ускоряет таможенное декларирование в РФ;
  • Страхование: минимальный полис защищает от стандартных рисков (пожар, авария), но российские компании часто добавляют допстрахование для полного покрытия.

В международной торговле CIP часто используется в контрактах на поставку машин и оборудования, где расстояния велики, а риски высоки. По данным Федеральной таможенной службы РФ, в 2022–2023 годах такие условия применялись в 15–20% экспортных сделок РФ.

Специфика CIP в ВЭД Российской Федерации

В России CIP интегрируется с национальным законодательством, включая Таможенный кодекс ЕАЭС и правила валютного контроля. Для участников ВЭД важно учитывать, что риски переходят рано, но расходы — позже, что влияет на бухгалтерский учет и НДС.

Таможенные аспекты

  • Экспорт из РФ: продавец подает декларацию на экспорт до передачи груза перевозчику; место CIP должно соответствовать российским портам или терминалам (например, Владивосток для Азии);
  • Импорт в РФ: покупатель декларирует товар по прибытии, используя документы от продавца; CIP помогает избежать задержек, если место назначения — внутри страны (например, CIP Новосибирск);

Валютные и финансовые нюансы

  • Оплата по CIP обычно в валюте контракта (доллары, евро, юани), с обязательным репатриацией выручки для экспортеров по 115-ФЗ;
  • Риски курсовых колебаний: российские компании фиксируют цену в рублях по курсу ЦБ РФ на дату отгрузки;
  • Рекомендация: в контрактах указывать форс-мажор по российскому праву, чтобы защититься от санкций или логистических сбоев.

Для новичков в ВЭД РФ полезно консультироваться с таможенными брокерами, чтобы CIP не привел к неожиданным расходам на границе.

Бесплатно
и быстро!

Тест-калькулятор на расчет таможенного оформления Вашего груза!
Получите консультацию специалиста
по телефону через несколько минут

Звоните Пн-Пт с 9:00-18:00

+7 (499) 968-99-68
Заполните форму и мы вам перезвоним
  • Уточним детали по грузу;
  • Узнаете с чего начать;
  • Обговорим бюджет;
  • Расскажем что входит в стоимость;
  • Ответим на вопросы;

Я ознакомлен и даю свое Согласие на сбор и обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой обработки персональных данных.

Я даю свое согласие на получение информационных и рекламных материалов.

Все услуги